николай гоголь

Поэма «Мертвые души» (Гоголь)

Том I

Том II

Н.В. Гоголь первый том «Мертвые души» писал на протяжении шести лет, при этом внося регулярно поправки и переделки.

Сюжет поэмы был взят из рассказа А.С. Пушкина. Он рассказал писателю занимательную историю, о похождениях авантюриста, который скупал у помещиков крестьян (умерших), для того чтобы их заложить «живыми» и за это получить внушительную ссуду. Из рассказанного Гоголь сумел в красках описать русскую провинцию и раскрыть все социальные слои населения, существующие в те времена на территории России.

События, которые составляют всю основу сюжета, происходят с участием П.И. Чичикова. Завязка – Чичиков приезжает в губернский городок N. После знакомства со многими влиятельными местными чиновниками и помещиками, он осуществляет посещения поместий Плюшкина, Собакевича, Ноздрева, Коробочки и Манилова, и покупает у них «мертвые души».

Кульминация – Чичиков возвращается в город, где получает массу поздравлений с удачно произведенной покупкой крестьян. Но радоваться Чичикову пришлось недолго, так как его авантюра была удачно раскрыта Коробочкой и Ноздревым. Развязка – Чичиков второпях покидает городок. Вокруг его имени теперь кружат самые невероятные слухи. Хотя Чичиков находится в центре всего происходящего в произведении, сюжет не обрамлен только историями из его жизни.

Автор на протяжении всего произведения является действующим лицом. Произведение насыщено многочисленными лирическими отступлениями, в которых Гоголь восторгается народом и родиной. Вследствие чего именно образ России и становится в произведении главным героем. «Мертвые души» обладают необыкновенным определением жанра – это эпическая поэма, поэма, близкая к классике. В литературе древней Греции поэмой принято было считать произведение, в котором была отображена в целом жизнь народа.

Писатель продумал и подчинил собственному творческому замыслу всю композицию поэмы «Мертвые души».

Вся поема разделена на главы. В первой главе происходит знакомство с самим Чичиковым, губернским обществом и помещиками. В главах со второй по шестую автор рассказывает о самих помещиках и их владениях. В главах с седьмой по десятую – описание быта и нравов чиновников, проживающих городе. Далее Гоголю раскрывает всю биографию Чичикова. Заключение автор полностью посвящает родине, воспевает ее силу и величие. В многочисленных лирических отступлениях Николай Васильевич находится в поисках ответов на важные общественные вопросы: роль писателя в жизни общества, судьба народа и родины, назначение человека.

Самой важной частью поэмы считаются места с образами помещиков. Раскрывая замысел Гоголь обозначил, что образы — «ничуть не портреты с ничтожных людей; напротив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучшими других». Автор раскрывает в неповторимом и индивидуальном общее, иными словами создает обыкновенные типичные характеры. Можно отметить такие общие черты у помещиков как: паразитический образ жизни, пошлость, нравственное убожество, и в то же время Гоголь добавил каждому индивидуальности и неповторимости.

Читатели начинают знакомиться с помещиками с Манилова, а завершает всю картину помещик Плюшкин. Николай Васильевич показывает весь процесс деградации личности человека.

Отобразить характер Манилова автору было очень трудно, и долгое время Гоголь над ним работал. Именно Манилов сочетает много неуловимых деталей, неопределенность и бесхарактерность, духовная немощь, глупое прожектерство, праздная мечтательность. Сентиментальность и слащавость – это основные портретные характеристики пошляка и бездельника Манилова. Он может создать невероятные проекты, и при этом ни на капельку не обладать представлениями о реалиях жизни. Гоголь акцентирует внимание читателей, на внешний вид дома и усадьбы Манилова, былая роскошь соседствует с сегодняшней убогой обстановкой.

От Манилова Чичиков направляется к Собакевичу, но в итоге попадает к Коробочке. Таким ходом автор как бы сопоставляет бездеятельного Манилова и хлопотливую Коробочку, таким образом, играя на контрастах характеров и темпераментов.

Коробочка, по своим умственным характеристикам серьезно, на первый взгляд, уступает всем иным помещикам. И от Чичикова часто слышится в ее след такой «комплимент» как «дубинноголовая». У нее на первом месте мелочные хозяйственные интересы. Коробочка в хозяйстве глупая и жадная, она озабочена исключительно копеечной выгодой. И отказ Чичикову касательно продаж «мертвых душ» это не показатель страха прогадать в цене, а страх того, что они еще в хозяйстве могут как-то пригодиться. Мир ее убог и узок. Она стремится к пустому накопительству, что и сумел отобразить автор даже в фамилии.

Ноздрева Гоголь отображает как человека бесцельно активного, с феноменальной способностью без необходимости врать, не умеющего доводить дела до конца, скандального. Если сравнивать с Коробочкой, то Ноздрев – это расточительный человек. Он с большой легкостью может проиграть огромные деньги в карты. Но все же у них есть общее, это: духовная нищета, бесцельное существование, замкнутость исключительно на собственных интересах.

О Собакевиче автор рассказывает заблаговременно до встречи с Чичиковым. Читателям показывается большой дом серого цвета, который напоминает старые постройки военных поселений – уродливый, неуклюжий, грубый. Собакевич показан как хитрый торгаш, расчетливый хозяин, человек с железной хваткой. В его приоритетах собственная выгода, полный желудок. Как раз Собакевич и раскусил все мошеннические намерения Чичикова. Ведь извлекать выгоду из всего, это для него обычное дело, даже если это касается мертвых душ.

От Манилова к Собакевичу только усиливается процесс деградации, помещичьи души заметно обнищали. В завершении автор повествует о помещике Плюшкине. Гоголь описывает деревню и усадьбу Заплатанного (иными словами Плюшкина) тоскливо и уныло, дом напоминает кучу ненужного хлама, склеп. Чичиков не смог сразу понять, что,  существо, которое его встречало, визуально похожее на ключницу и есть тот самый помещик Плюшкин. Это сравнение со стороны Гоголя было сделано не случайно, так как Плюшкин имел привычку в доме все закрывать на ключ, поэтому его и показал автор в качестве раба вещей.

Автор показывает, как Плюшкин быстро сумел превратиться в «прореху на человечестве». Ранее помещик был примеров для иных, покорял всех своей бережливостью и расчетливостью. Но жажда наживы сделала из него скрягу, для него стали присущи такие чувства как жадность и подозрительность. Он сразу перестал общаться со своими знакомыми и родственниками, так как был полностью уверен, что они только его разорят. Его жизнь можно проассоциировать только с адом, так как он находится в постоянном страхе за свои владения и богатства, и такое психологическое состояние доводит его до безумия. Именно у Плюшкина было более 1000 крестьянских душ, в амбарах было полно припасов и хлеба, все запасы гнили, а люди от голода умирали.

В такой способ Гоголь отображает всю скудность и моральный падеж всех помещиков. Современные критики считают, что в поэме сами помещики являются «мертвыми душами». Каждый из показанных помещиков показывает одну разновидность духовной человеческой смерти.

После тех глав, которые посвящены образам помещиков, Николай Васильевич проводит знакомство читателей с Миргородом (губернский город). Все его жители на первый взгляд разные. Застой помещицкого быта, неподвижность, противопоставляется страстям, хлопотам и суете губернского Олимпа. Но, несмотря на разнообразную форму их жизни, что в городе, что в усадьбах царит одна сущность. И губернские помещики, и помещики стоят на низшей ступеньке просвещения и культуры, они ведут образ жизни праздный. Чиновники подлые, берущие взятки, подхалимы, чинопочитатели и низкопоклонники.

Описывая чиновников, автор не отличается многословием. Характер он описывает используя только несколько штрихов. Он всех чиновников описал в групповом портрете, показывая таким образом, что между ними всеми нет никакого различия.

Связывает губернаторов и чиновников Чичиков. П.И. Чичиков – это сквозной герой. Он описывается в поеме с начала и до конца. Но вся биография героя была раскрыта только в конце (этому посвящена последняя глава). Чичиков обладает темным и скромным происхождением. Отец относится к захудалым дворянам. Ему со школьной скамьи были присущи изворотливость, жадность и чувство наживы. Деньги быстро ему заменят совесть, честь и дружбу. Службу он рассматривает только как метод обогащения. Порой его попытки обогатится, были провальными, но он не испытывал угрызения совести и не падал духом. Основное, это удачно избежать наказания, и составить новый, более яркий план наживы.

У Чичикова есть способность сразу определять слабые и сильные стороны человека, и мгновенно подстраиваться к самым разнообразным обстоятельствам в жизни. Все его черты неуловимы, а облик неопределенный, поведение его многолико. Чичиков умело подстраивается под каждого, и именно это и позволило ему так умело пользоваться доверием чиновников и помещиков.

Н.В. Гоголь очень умело показывает читателям неразумность устройства общества, в котором процветает и проявляется подлость и нажива.

Поэма Гоголя «Мертвые души» в художественной литературе России оставила глубочайший след. Именно это произведение связывает творчество писателей-реалистов девятнадцатого века и творчество Пушкина.